«В Израиле, чтобы быть реалистом, нужно верить в чудеса.»
Давид Бен-Гурион

Властелин микрофона

Дата публикации: 18 марта 2013

Геннадий Дуст

 

Открытое письмо главному редактору радио РЭКА Михаэлю Гильбоа.

 

Уважаемый господин Гильбоа !

Я призываю Вас рассмотреть вопрос о соответсвии занимаемой должности сотрудника радио РЭКА Александра Дова.

………………………………………………………..

Выделяю эту минутную паузу для предоставления Вам возможности произнести Ваше сокраментальное:-Минуточку ! Минуточку !! МИ-НУ-ТОЧ-КУ!!! Но смею Вас уверить , что еще не наступила та самая подходящая минуточка. Она наступит буквально через минуточку.

Итак , (с Вашего разрешения) я продолжаю и попытаюсь объяснить свою мысль (только не перебивайте меня , пожалуйста ).

Известно , что в жанре бардовской песни в основном работают непрофессионалы. Это и есть сама суть жанра , тем он и привлекателен. Авторы и исполнители черпают вдохновение из чистых озер своей творческой души не с целью получить материальную выгоду , а просто потому, что иначе не умеют жить.

Далеко не каждый человек готов выставлять на публику свое сокровенное. Один живописец признался мне в приватной беседе , что ненавидит , когда его просят объяснить смысл той или иной его картины. Причина проста – он не готов «публично раздеваться». Однако творчество всегда в той или иной мере предполагает некоторое мужество, необходимое для совершения такого шага, как раскрытие перед чужими людьми сокровенных мыслей, взглядов, обнажение души. И , к счастью, есть еще люди,  которые способны на это. К таким людям, по моему мнению, отностится бард Александр Дов.

Александр Дов не ограничивается исполнением только своих собственных песен. Удачная творческая интерпретация произведений выдающихся авторов тоже дорогого стоит. Далеко не всегда и не всем творческим людям (даже профессионалам) такая работа удается.

Тому примером для меня служат стихи Есенина в исполнении очень неплохого российского актера Сергея Безрукова. Но ,на мой взгляд, эта работа провалилась. По моему,  исполнитель достаточно поверхностно отнесся к Есенину, хватил лишнего задора, неуместного пафоса, упустил есенинскую грусть…

Другое дело – диск Александра Дова, который записан совсем недавно (название как-то связано со старыми вещами). В нем автор представил «пропущенные через себя» известные (и не очень) песни других исполнителей. Это , по-моему, абсолютно удавшаяся работа! Здесь исполненные вещи не потеряли, но приобрели. Приобрели оригинальное понимание и восприятие исполнителя, который прежде , чем вынести их на суд слушателя , окунул эти брилианты в самые чистые свои внутренние родники. В  исполнении  чувствуется интереснейший и многогранный мир автора, способного к тонкому восприятию чужего творчества (как у Дементьева «…еще гениальнее слушали Вы». Здесь присутствует некая  «сила притяжения», небходимое чувство меры, безмерный такт и бережное отношения к первоисточнику.

Не все барды обязаны быть борцами за справедливость в прямом смысле этого слова. Многие из них исполняют песни о прекрасных чувствах, красоте природы и человека. И это в конечном итоге также придает слушателю мотивацию быть лучше, духовно богаче и справедливее к окружающему миру и к самому себе.

Вовсе не исключено, что такое благотвоное влияние бардовская песня может оказывать даже на отъявленных сухарей — представителей бюрократических профессий. Хочу оговориться, что здесь слово бюрократия я употребил в изначальном его смысле, без автоматического  понимания под этим термином чего-то , что чинит препоны прогрессу, кабинетную волокиту, хамство,  чванство, превышение полномочий , короче говоря всего, что призвано «не пущать». Перечисленные пороки свойственны бюрократам, которые перестают добросовестно выполнять свои служебные обязанности, а превносят в свою работу некое «крючкотвочество».Так вот, не исключено, что прослушав ту или иную бардовскую песню, некий сегодняшний крючкотворец проникнется ее положительным влиянием и завтра уже настроится на нормальное отношение к нуждающемуся в его услугах человеку, перестанет ему хамить, мытарить, а , возможно, и проявит инициативу для ускорения неизбежного бюрократического процесса. Я думаю, что в этом ничего удивительного бы и не усматривалось.

Уникальным явлением , на мой взгляд, является другое преображение, которое произошло на наших глазах. Речь идет о превращении барда Александра Дова в крючкотворца.

Да.да, г-н Гильбоа, вот здесь уже было бы логично услышать Ваше знаменитое «МИ-НУ-ТОЧ-КУ!!!», поскольку далее я хотел бы представить свою версию произошедшего превращения «бабочки в гусеницу».

 

Я уже упоминал здесь о том, что деятельность барда не является профессиональной по определению  и по этой причине не способна приносить такой совершенно необходимой вещи, как стабильные средства для существования. И очень удачно, что на заре репатриации широко известный тогда еще в узких кругах бард был приглашен на работу в только что организованный отдел израильского радио для новых репатриантов и, таким образом, обрел источник зароботка. Само по себе это обстоятельство положительное. Еще бы,  такой поворот судьбы! Казалось , занимайся теперь творчеством в свое удовольствие да еще и получай за это честно заработанные деньги.

Это не то , что в прошлой жизни , когда он вынужден был подвизаться  на рутинном и не интересующем его инженерном поприще. Просто произошла ошибка в судьбе еще одной творческой натуры, которая так удачно была исправлена в его новой жизни.

Однако желанной свободы творчества новая должность Александру Дову не принесла.

Ведь «русское» радио в Израиле было призвано проводить огромную, многотрудную работу по предоставлению ликбеза для скорейшей адоптации прибывших людей в новой для них среде. И радио более или менее , но успешно справилось со своими задачами. И безусловно , это является  заслугой всех без исключения сотрудников РЭКА, несмотря на явный недостаток профессионализма и присутствие очень неидеальной дикции у большинства ведущих. Но, очевидно, есть вещи поважнее дикции. Возможно , это желание искренне помочь людям в сложной для них ситуации, иногда поддержать их в трудную минуту, вовремя довести до слушателей политическую ситуацию в стране, просто передать сигнал «тревога». Кроме того необходимо было разъяснять людям жизненно важные вопросы , такие как юридические, финансовые, помогать в поиске работы и в преодолении препонов бюрократических инстинутов, «которых в Израиле таки немножечко есть».

Я с Вами совершенно согласен — работа с людьми является нелегкой , а ведущий — тоже человек со своим сиюминутным настроением, своими заботами , а иногда нужно море терпения, чтобы не сорваться и не нахамить. И кому эта задача может быть по плечу , как не людям, с   искренностью , присущей настоящим бардам? Вот бы где проявились эти родники души Александра Дова, призванные стать источником терпения и такта, тонкого понимания представителей рода человеков. И Александр Дов, репатриировавшись в Израиль , хоть и не обладал журналистским опытом , но по-праву барда (т.е. человека , обладающего необходимым потенциаллом) получил место на русскоязычном радио.

 

Я понимаю Ваше нетерпение и недоумение. Мол , «если все так хорошо , так чего же тебе не хватает, жидовская морда !?»

Ша.Минуточку.Я уже сейчас …

Итак, шло время, репатрианты потихоньку устраивались, поднимали голову, матерели (в хорошем смысле слова). С ними вместе матерели и сотрудники радио РЭКА. Но, в отличии от других, людям РЭКИ кроме «огня и воды», предстояло пройти также и «медные трубы». Как водится , голоса деятелей РЭКИ были на слуху каждый день год от года, им приходилось общаться и брать интервью у представителей израильского истеблишмента, их имена стали узнаваемы , появились элитные клубы вроде кабачка г-на Ливензона, где можно было запросто выпить чашку кофе и пообщаться с тем или иным депутатом или даже премьерминистром (в канун выборов) . Словом жизнь наладилась и Дов стал знаменит и не уберегся при этом от того состояния, которое я определил бы известным понятием «чванство».

Ах, человеческие души!..Увы, мечта Федора Михайловича Достоевского о человеке с абсолютно чистой душой, скорее всего – очередная величайшая утопия. И по жизни нам всем известно , что далеко не все уголки озер наших душь одинаково чисты.

Вольно  или невольно, но мутные уголки души Александра Дова дали о себе знать в печально знаменитой программе «Гайд Парк», где он превратился в умелого бюрократа-крючкотворца. Ерничание стало стилем ведения этой передачи. Здесь он превратился в эдакого Властелина Микрофона, который постоянно грозиться отключить его тем людям, которых по долгу бардовского призвания смог бы понять и морально поддержать. Ведь, между нами, кто они , респонденты Гайд Парка радио РЭКА? Успешные бизнесмены? Молодые люди из благополучных семей, которые полны надежд на будущее?  Конечно же нет. Клиенты этой передачи — это наши с Вами соплеменники, у которых не всегда и не все складывается тип-топ. Зачастую это  очень пожилые люди. Не грех ли над ними изгаляться, какие бы «глупости» они не высказывали. Понятно, что озвучиваемые идеи не смогут стать той точкой опоры, которая позволит перевернуть наш непростой мир. Хочу сказать Вам по секрету, что даже те идеи и коментарии к актуальным событиям , которые высказывают наиболее авторитетные эксперты  в передаче «Актуальный Микрофон» , тоже не являются «истиной в высшей инстанции». Но (от греха подальше) возвращаюсь к «Гайд Парку». Возможно, его выступающие получают те минуточки собственной значимости, тот заряд жизненных сил, которые так необходимы им для существования. Поймите, что они не нуждаются ни в чьих отповедях и комментариях. Дайте им просто свободно выступить (да , в рамках регламента). Ведь здесь от ведущего требуется совсем немного – иногда просто помолчать.Вот уж где бы проявить бардовскую тонкость восприятия, такт, терпение и желание помочь, словом , все те заявленные ранее человеческие качества , которые послужили гарантом при получении кредита доверия при поступлении на работу в РЭКА.

Я понимаю, что для творческой натуры Александра Дова все это превратилось в рутину и он скучает, а от того позволяет себе развлекаться, подтрунивая над участниками программы, а то и держа для них «дулю в кармане». Его-то никто не отключит. Понятно , что на практике проявлять такт гораздо тяжелее, чем в куплетах.

Господин Гильбоа!

А может правда, стоит Вам подыскать для Александра Дова должность , которой он бы действительно соответсвовал? И наконец-то бард займется любимым делом. За одно перестанет брать грех на чистую душу.

 

P.S.

Прошу прощения за то, что я позволил себе ерничание. Применение этого приема считаю уместным и оправданным только лишь жанром этого письма – фельетон.

Однако, должен признаться, что еще полгода назад я не взялся бы за этот неблагодарный труд (тем более, что редакция, даже если и согласиться напечатать этот пасквиль, то гонорар наверняка зажмет, а может я и сам от него откажусь, чтобы не связываться с бюрократами из мас ахнасы).

Поводом для написания этого фельетона послужил все тот же диск, записанный Александром Довом. Мне действительно понравилась эта работа (без всякой «задней мысли»). Большое спасибо автору!

Так вот, если бы не этот диск, я не стал бы мучить бумагу. Ведь раньше я не испытывал никакого уважения к Александру Дову.

Но, прослушав по радио его выступление и презентацию нового диска, я проникся подлинным уважением к

творчеству Медведенко и понял, что он не должен быть банальным бюрократом, что для него и для его слушателей не все потеряно.

И если все небезнадежно, то кто-то должен взять на себя смелость попытаться повлиять на ситуацию. (Достоевскому не удалось, на что же надеюсь я?!).

Цель этого фельетона — не клеймить, не «вешать ярлыки», но попытаться «дозвониться». Может быть кого-либо это подтолкнет к простому и честному разговору наедине с самим собой, послужит катализатором критической переоценки своей деятельности в непростых условиях нашего с Вами выживания и в иные моменты  подвигнет черпать из чистых родников, но не из омута. Как писал Владимир Семенович Высоцкий: «Не лучше ли при жизни быть приличным человеком?..».

 

 

 

 

P.P.S

 

Первая попытка опубликовать сей крик души потерпела фиаско. Где ? В концерне «ידיעות אחורונות» , а точнее в редакции газеты «Вести» на русском языке. То ли тема не подходит под направление , которому должны соответствовать публикации издания, то ли качество материала не достаточно высоко. Формулировка – «мне этот материал ненужен». Дипломатично …

Кстати , г-н Данович, Вы не пробовали ли поинтересоваться , может этот материал был бы интересен кому-либо , помимо Вас. Пробовали… Михаэлю Гильбоа он тоже ненужен?..

 

p.p.s.2

 

есть такое издание – Новости недели.

Здесь постарались исправить имидж печатных изданий , слегка опущеный коллегами из Вестей .Отказ в публикации четко аргументировали. Доводы приведены ниже.

1. Михаэль Гильбоа больше не главный редактор, а вот как раз Дов – главный редактор ( вспомнил «5 вечеров» – гл инженера Адабашьяна).О перестановке не знал , каюсь и боюсь , что для этого были веские причины.

  1. мы не знаем и не хотим знать , что творится в коллективе радиостанции РЭКА ( это что же , намек , мол , я занимаюсь сплетнями ?).
  2. творчество такого человека , как Ал. Медведенко обсуждать неприлично (???).
  3. жанр материала вовсе не является фельетоном (наверное им видней , я то в этом плохо разбираюсь , но мне кажется , что это не меняет сути).

 

Короче , все было воспринято в диапозоне от жалобы на станцию РЭКА до «стёба» над творчеством Ал. Медведенко. Сегодня уже никто не верит , что письма пишут без задних мыслей и корысти , что имелось ввиду лишь то , что написано. Но я сам виноват. Нельзя быть таким простым, ведь , как известно, простота – хуже воровства.

И тогда родилась другая версия. Я думаю , что она будет более понятной для искушенных акул пера русскоязычной прессы.

Представляю ее Вашему вниманию.

 

 

Фантазии в Гайд Парке.

 

Был в Лондоне . Посетил Гайд Парк. Впечатление жуткое. Беспердел. Каждый гражданин может высказаться на любую ( абсолютно любую ) тему.

И высказываются . И часто не лицеприятно. И часто не по существу. В общем несут всякую чушь.

Что же это такое ? И нет на них управы ! Хорошо еще что аудитория у них совсем ограниченная . Не видел я там толпы слушателей . Да это и понятно . Ну не выступает там ни Гитлер , ни Цицерон .

 

Вот пожилая дама вполне респектабельного вида , высказалась по поводу запаха , исходящего от королевских конюшен.

А джентельмен с бакенбардами сетовал на лондонский туман.

Далее , гражданка с точкой на лбу обратила внимание на высокие цены в Ковент Гарден Маркет.

Леди в черной паранже прочла молитву из коррана.

Словом все шло своим чередом , как и подобает происходить в Гайд Парке.

 

Давным давно ни для кого не секрет , что эти спичи не влияют решительно ни на что. Интересантами здесь выступают исключительно лишь сами выступающие. Эти люди тратят время и силы всего лишь для удовлетворения личной потребности высказаться.

И это «безобразие» происходит совершенно свободно , несмотря на присутсвие дежурящего в сторонке скромного бобби.

 

Так вот , уж не знаю , что на меня такое нашло , но в голове вдруг мелькнули странные ( у меня это бывает ) фантазии на тему

«как обидно , все-таки,  должно быть этому усталому человеку с чугунком на голове , грозному представителю власти , фактически властелину трибуны Гайд Парка ,  стоять в сторонке и прозябать в то время , как толпа посторонних людей изощряется в своих бредовых выступлениях.

Все-таки Ее Величество наделило его Полномочиями . Он уполномочен следить за порядком. Но здесь ни одна собака не интересуется его мнением по поводу произносимых речей. А ведь он вполне мог бы использовать это действо для личного самоутверждения. Несомненно он обладает собственным мнением по любому из поднимаемых вопросов ! И это мнение чаще всего не совпадает с мнением выступающего . А он вынужден помалкивать в тряпочку, а иногда его душу сдавливает неудержимое желание выть от незначительности отведенной ему роли . Но почему-то никогда его мнением никто особо не интересовался! Всю его сознательную жизнь его мучило сознание неободимости бессознательного пресечения действий несознательных элементов общества. Вот и сейчас он вынужден всего лишь стоять на посту и добросовестно исполнять свои обязанности — следить , чтобы среди выступающих не проскочил нецензурный хулиган, или чтобы выступающие и слушатели не стучали друг друга по лицу. На самом деле ведь этот бобби ,может быть,  способен на гораздо более творческую работу. В душе он никто иной как поэт , свободолюбивый бард .Уровень его эрудиции и кругозора мог бы позволить ему давать отповедь по всем без исключения вопросам , поднимаемых ораторами. Как жаль , что его об этом никто не просит. В нем умирает авторитетнейший политик , адвокат , врач и еще 1 млн. специальностей и узких специализаций .

Далее мои фантазии потихоньку , но уверенно стали переходить в легкую форму паранои.

Я вдруг представил себе , как этот самый бобби решил все-таки прокоментировать выступления публики.

Вышло бы что-то вроде :

-Секундочку, секундочку …А почему Вы думаете, что из королевских конюшен пахнет как-то не так? По мнению специалистов по лошадиным фикалиям, лошадиный помет и должен пахнуть говном. И вообще , ваше время истекло уже 23 секунды назад . Да , мне известно , что на многих конюшнях мира уже применяются деодоранты для предотвращения распространения запаха . Я попрошу Вас не называть имя производителя – реклама здесь не уместна.Кроме этого не надо забывать , что речь идет о конюшне с вековыми традициями , и что здесь так пахнет вот уже 300 лет . И будет вонять , я сказал !Я не позволю , я уполномочен Ее Величеством следить за тоном выступлений . Прошу Вас выйти из-за трибуны . Нет , нет ! Попрошу выйти налево ! Вы все-таки находитесь в государственном , хоть и Гайд , парке …

— эта туманная тема поднималась неоднократно в нашем лондонсоком парламенте , и я думаю , что у нас будет возможность обсудить это явление и в дальнейших дебатах. Что ? Я не даю развить мысль ? Ну я и не дам ! Вы сами сбились. А туман – это просто мои слезы от Вашего выступления .Все , спасибо ! СПАСИБО!!! Кто у нас следующий ? Я передам Ваши данные соответсвующим специалистам. Они свяжутся с Вами . Нет , другую тему нельзя . Время! Время!Время!..

— цены на рынке – это же рынок . Вы же сами сказали – РЫНОК.Рыночные отношения. Вы читали Карла Маркса? Нет ?! Ну , и чего же Вы пришли ? Идите почитайте , потом наши специалисты с Вами свяжутся . Следующий ! Да , это Вы …

— как Вас зовут ? А Гюльчатай из Рамаллы.Давно Вас не слышал. Гюльчатай, у Вас ус отклеился…Пожалуйста… Мы Вас внимательно слушаем…

…Спасибо большое за содержательное выступление . Я надеюсь , что многие наши слушатели получили огромное удовольствие от прослушанного , приходите к нам еще.Всего доброго. Спасибо!

-Да , я предоставил леди в черной паранже дополнительные 2 часа регламента . Но это потому , что она рассказывала здесь очень важные вещи, которые , я думаю , интересуют большенство наших радиослушателей. Кроме этого , не хотелось бы , чтобы кто-либо подумал , что я дискриминирую именно эту часть населения Лондона…

 

Далее мои мыслишки привели меня просто к шизофреническому абсурду. «Не доведи случай , чтобы вот эдакий бобби вдруг решил бы репатреироваться в Израиль. Ведь не ровен час , он вотрется в доверие руководства РЭКА и его поставят следить за порядком и в израильсом Гайд Парке».

Не знаю , кто меня дернул подойти поближе и прочитать фамилию стража порядка на его полицейском значке, но только тогда я вздохнул спокойно . Фамилия не была похожа на еврейкую, и это вселяло надежду , что этому бобби и в голову не придет идея репатриации в Израиль. Ура , наше родное радио РЭКА просто было спасено от такого кошмара. Дорогие наши израильские пенсионеры , вы можете вздохнуть спокойно. Судьба хранит вас от некоего циничного властелина радио эфира , который мог бы объявить войну всем пенсионерам Израиля с целью упиватья своими победами над ними посредством банального отключения микрофона. Теперь вы можете выражать свои мысли свободно , без помех , от начала до конца , не сбиваясь по причине бесцеремонных вмешательств хихикающего в душе циника, держащего для вас дулю в кармане, постоянно превышающего свои полномочия ведущего.

Итак , будьте спокойны.У нас ни в коем случае не может произойти описанная выше выдуманная больным воображением лондонская история.

Азохен вэй , никто никогда на родном радио не станет упиваться мелочными победами над бабушками и дедушками в эфире , занимая их драгоценное время выступления идиотскими комментариями , или ( невероятный случай) отключая их от микрофона на полуслове.

При этом всего лишь необходимо помнить о предпочтительном направлении движения мыслей – справа на лево. Ведь мы с вами все-таки выступаем на государственном радио, где такие же как и мы с вами новые репатрианты нашли свою нишу , и очень боятся (и они правы) из-за нас с вами ее потерять.

 

pss 3

хочу поблагодарить уважаемого Михаэля Гильбоа за то, что , прислушавшись к моей просьбе , он нашел новую должность для уважаемого Александра Дова. Петерь он главный редактор рэка

 

 

 

 

Все права принадлежат © 2018 Наш Израиль — каталог статей об Израиле